Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 14 - Нарушения речи, вызванные заболеваниями мозга, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон

14.5.2. Нарушения высших психических функций (ВПФ) и речи у больных с различными формами эпилепсии (продолжение)

Л.И. Вассерман *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Исследование экспрессивной речи показывает, что спонтанная и диалогическая речь у больных эпилепсией с различными типами припадков полностью сохранна. Повествовательная речь (монолог-пересказ короткого рассказа) нарушена в легкой степени за счет недостаточного осмысления речевого материала, заставляющего экспериментатора задавать наводящие вопросы. Трудности в подборе слов, аграмматизм, парафазии практически не выявлятюся. В большей степени эти расстройства (если они встречаются) характерны для больных с парциальными припадками по сравнению с общесудорожными. Нарушения в отраженной речи (повторении слогов-триграмм, простых и сложных слов, предложений) обнаруживаются весьма редко и преобладают у больных с комплексными парциальными припадками. Наиболее типичными ошибками являются персеверации, легкие и нестойкие литеральные парафазии при повторении сложных и редко встречающихся слов, причем последнее более выражено у больных с судорожными припадками (первично- или вторично-геперализованпыми), что свидетельствует об элементах нарушения собственно моторики речи.

Более выражены нарушения в воспроизведении серийно организованного речевого материала (серий слогов и не связанных по смыслу слов). Задания такого рода выделены нами из блока экспрессивной речи, поскольку они отражают, по существу, способность удерживать в памяти и воспроизводить в нужной последовательности элементы речевого ряда, т.е. направлены на оценку слухоречевой кратковременной памяти.

Запоминание и воспроизведение серий асемантических слогов (триграмм) и серий слов нарушено более отчетливо у больных с комплексными парциальными припадками и вторичной генерализацией по сравнению с другими группами больных. Особенно выражены нарушения кратковременной слухоречевой памяти при введении интерферирующей деятельности. Оценки расстройств достигают средней степени выраженности; они наибольшие у больных с комплексными парциальными припадками. Содержательный анализ расстройств показывает, что ведущими являются нарушения последовательности воспроизведения элементов серий, персеверации, литеральные (чаще) и вербальные (реже) парафазии, элементы логореи. Нарушений плавности речи (напряжение, запинания, затруднение приступа к слову), артикуляторных искажений и поисков артикуляций не наблюдалось. Номинативная функция речи (называние) также была нарушена в легкой степени. Называние частей тела и изображений реальных предметов было практически сохранным. Затруднения, в основном, обнаруживались при предъявлении более редко встречающихся изображений предметов, при этом увеличивалось время припоминания, продуцировались нестойкие литеральные парафазии. Подсказка всегда помогала называнию. Таким образом, па фоне отсутствия произносительных дефектов речи, нарушений фонематического слуха, темпа и мелодических компонентов речи у больных эпилепсией независимо от типов припадков, отмечались нарушения экспрессивной речи, обусловленные преимущественно расстройствами операций слухоречевой памяти. Эти расстройства встречались чаще и были более выраженными у больных с вторично-генерализованными комплексными парциальными припадками височного типа.

Исследование импрессивной речи (понимание речи и словесных значений) показывает, что у больных эпилепсией в интериктальном периоде не обнаруживаются нарушения понимания значений слов и простых команд, отсутствуют акустико-мнестические расстройства, практически сохранен фонематический анализ. Вместе с тем, выявляются легкие нарушения удержания речевого ряда, понимания флективных отношений и сложных логико-грамматических конструкций (проб А.Р. Лурия), проб Хеда. Все эти нарушения квалифицируются как весьма легкие, но они более выражены у больных с вторично-генерализованными парциальными припадками. Наименьшие расстройства отмечены у больных с общесудорожными припадками.

Письмо и чтение у больных эпилепсией с различными типами припадков в целом сохранно. У больных с комплексными парциальными припадками значимо чаще и более выраженно нарушалось самостоятельное письмо. Нарушения отражают особенности экспрессивной речи больных (редкие парафазии, сенсорный и моторный аграмматизм). Также в легкой степени, но более отчетливо у больных с комплексными парциальными припадками страдало чтение (узнавание) букв на фоне гомогенного шума. Элементы оптико-алексических расстройств проявлялись и при чтении стилизованных букв.

Нарушения счета более выражены, чем расстройства письма и чтения. При этом для больных эпилепсией не характерны нарушения представлений о разрядном строении чисел и пространственной организации счетных операций, свидетельствующие об истинной акалькулии. Во всех группах прослеживается диссоциация между относительно более сохранным письменным счетом и более выраженными расстройствами устного счета и решения простых задач. Основные затруднения, как показывает анализ выполнения отдельных счетных операций, возникают при повышенных требованиях к концентрации внимания и кратковременной памяти. Обращает внимание тот факт, что по всем заданиям блока "счет" наиболее выраженные расстройства обнаружены у больных с комплексными парциальными припадками.

В пробах на конструктивный праксис для больных с парциальными припадками более легкими оказываются задания на рисование по вербальному заданию (большая сохранность оптических представлений, чем у больных с общесудорожпыми припадками) и более сложными - пробы на рисование геометрических фигур по эталону с пространственной переориентировкой в горизонтальной системе координат (перевертывание на 180°). Более трудным это задание оказалось для больных с комплексными парциальными припадками. У больных с общесудорожными припадками последнее задание вызывает не больше сложности, чем предыдущее.

Нарушения счетных операций и конструктивного праксиса, по данным литературы, свидетельствуют о преимущественной патологии теменных и височно-темепных областей левого полушария. Вместе с тем, своеобразные расстройства конструктивного праксиса наблюдаются и при поражении правого полушария, что не позволяет оценить такого рода феномены вне анализа всей совокупности данных нейропсихологического исследования.

Исследование динамического праксиса для левой и правой руки не обнаруживает существенных различий. Наиболее отчетливо нарушения выявляются пробой "кулак-ладонь-ребро". Второй специфической особенностью выполнения проб динамического праксиса, независимо от зрительной или проприоцептивной афферентации, является большая выраженность расстройств усвоения двигательной цепи пальцев обеих рук по всем пробам у больных с наличием геиерализованных судорожных припадков (по сравнению с парциальными). Это свидетельствует о том, что наличие в клинической картине болезни судорожных компонентов (особенно первично генерализованных судорожных припадков) приводит к большей инертности тонких последовательных двигательных актов, нарушениям сенсомоторной памяти.

Различение и воспроизведение предъявляемых на слух серий ритмических последовательностей было достаточно отчетливо затруднено у больных всех групп, при этом идентификация ритмов нарушалась в меньшей степени, чем их воспроизведение. Успешность выполнения пробы на воспроизведение серий ритмических структур была наименьшей у больных с вторично генерализованными комплексными парциальными припадками. Наиболее типичными (частыми) ошибками являлись: опускание элементов или "лишние" элементы ритмической структуры, персевераторное (инертное) воспроизведение предыдущего ритма с аналогичными ошибками, отказ от воспроизведения 2-3 ритмов из 10.

Расстройства динамического праксиса и воспроизведения ритмов наиболее характерны для поражения лобно-центральных областей мозга обоих полушарий и, в частности, для больных с моторными парциальными припадками.

Нарушения узнавания ритмических структур часто сочетаются с другими нейропсихологическими симптомами, характерными для дисфункции правой височной доли.

Назад    Наверх    Вперед


* Л.И. Вассерман Нарушения высших психических функций (ВПФ) и речи у больных с различными формами эпилепсии // Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург,1997.