Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 15 - Специфические нарушения языковой системы у детей

15.3.2. Синтаксис, семантика, особенности дискурса

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Как мы помним, язык - это лексикон и правила. Исследования организации лексикона у пациентов с синдромом Уильямса показывают, что их лексикон организован категориально и что они склонны к образованию новых слов, к извлечению из памяти низкочастотных слов.

Синтаксис практически сохранен при выполнении специальных тестов (пассивы, отрицания, условные конструкции). При анализе морфологических процедур отмечается сверхгенерализация (*digged, *mouses,etc.). Их спонтанная речь богата сложна и правильна, они даже способны идентифицировать и исправлять аграмматичные конструкции.

Семантические возможности таких пациентов таже весьма высоки.

Дискурс таких пациентов также поразительно сохранен - они способны создавать абсолютно правильные и стройные рассказы, без ошибок в последовательностях, времени и месте, с правильной грамматикой и даже художественным оформлением Их речь отличается выразительной экспресиией - как в лексическом выборе, так и в просодике.

Отмечается также, что такие пациенты очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих, а свои эмоции выражают очень ярко. Они прекрасно выполняют сложные тесты на узнавание незнакомых лиц. Отмечаются различия в типах памяти - имплицитная, вероятно, хуже эксплицитной.

Таким образом, мы сталкивается с явно выраженным контрастом между вполне сохранными лингвистическими функциями и общими когнитивными и моторными возможностями.

Пациенты с этим синдромом демонстрируют нам необычный вариант мозговой организации высших функций - как бы левополушарный (грамматичность, дискурс и т.д.), но и не только - эмоции, узнавание лиц и звуков.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.