Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 15 - Специфические нарушения языковой системы у детей

15.3.3. Ориентация в пространстве и эмоциональные оценки

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Котрастирующим с Уильямс-синдромом является синдром аутизма. Аутизм определяется как нарушение вербальной и невербальной коммуникации. Речь таких пациентов вялая, не экспрессивная, почти механическая. Она не выполняет коммуникативных функций или "притворяется, что выполняет".

Как правило, дети с аутизмом плохо выполняют одни лингвистические тесты, и хорошо - другие: многие из них - даже при высоком интеллектуальном уровне - могут не выполнить ряд языковых тестов, с которыми легко справляется пациент с Уильямс - синдромом. Например, это касается тестов на понимание, просодику, определение семантических аномалий. Несомненно, что пациенты с аутизмом не могут использовать язык для адекватной коммуникации.

Даже поведение этих двух групп пациентов в эксперименте - контрастно: аутичные дети и подростки абсолютно безразличны к реакции окружающих, их внимание рассеяно или направлено внутрь, избегают зрительного контакта; в отличие от них дети или подростки с Уильямс-синдромом оживлены, ориентируются на реакцию окружающих и реагируют на неё, внимательно следят за выражением лица собеседников. В противоположность такому типу тестов, аутисты блестяще, экономно и быстро выполняют тесты на решение головоломок, конструирование: они не делают лишних попыток, неконструктивных движений или ходов, действуют пости с механической точностью и аккуратностью.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.