Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 2 - Методы

2.1. Методы

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Помимо дихотического тестирования для исследования специализации полушарий головного мозга может быть использован метод моноаурального предъявления акустических стимулов при одновременной маскировке контрлатерального уха белым шумом. Сигнал и шум должны по-возможности предъявляться на разные уши в случайном порядке, чтобы не вызывать эффекта направленного внимания и привыкания. В таких экспериментах фиксируется тип и количество ошибочных ответов, время реакции. Сопоставляя эти две величины при предъявлении одних и тех же стимулов на разные уши, можно судить о предпочтительности того или другого полушария для обработки данного сигнала. В качестве стимулов могут использоваться сигналы разной длительности - от слогов до фраз.

Для исследования специализации полушарий в зрительных функциях используется тахистоскопическое предъявление сигналов. Оно заключается в том, чтона экране прибора кратковременно с фиксированной экспозицией (от 0,1 мс) с аналогичными интервалами между стимулами изображение, которое человек должен опознать, называя его или показывая на лежащей перед ним таблице, содержащей весь набор стимулов данного вида. Испытуемый должен не отводить взгляда от точки фиксации в центре монитора, чтобы не было эффекта скачка взора. Регистрируется время, когда испытуемый впервые обнаруживает сам факт появления зрительного стимула (порог обнаружения) и время, когда правильно опознаётся предмет (порог опознания). Испытуемые заранее знакомятся с набором возможных стимулов, так что незнание их не может влиять на результат тестирования. Сами стимулы могут быть буквами, словами или фразами, геометрическими фигурами, рисунками.

Последние годы особенно распространены для исследования локализации функций методы картирования мозга. Для этого используются разные методики, которые продолжают совершенствоваться и усложняться, точность полученных с их помощью данных возрастает. Одновременно возрастает и сложность интерпретации данных.

Наиболее распространёнными являюся позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональный магнитный резонанс. В обоих случаях испытуемые или пациенты выполняют какое-то задание, начинающееся в фиксируемое время. При этом регистрируется мозговая активность, сравниваемая с таковой у данного человека без предъявления ему каких-либо заданий. Такие методы позволяю как бы (метафорически говоря) снимать фильм работающего мозга и таким образом определять области, обеспечивающие ту или иную функцию.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.