Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 2 - Методы

2.3.1. Экспрессивная речь

Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Исследование экспрессивной речи начинается уже на этапе предварительной беседы, целью которой является установление продуктивного контакта с больным, знакомство его с задачами исследования. Создание "психотерапевтической" атмосферы в процессе совместной работы и позитивной мотивации для испытуемого на период довольно длительного и нередко утомительного исследования. Убедившись в том, что необходимый для работы контакт с испытуемым возможен и установлен, приступают к собственно экспериментальному исследованию.

Речевую продукцию больных необходимо по возможности полно фиксировать в виде магнитофонных записей, протокола или в специальной схеме для последующего тщательного качественного анализа и оценки степени выраженности дефектов, а также для сравнительного анализа в динамике восстановительного лечения и реабилитации.

Оценка экспрессивной речи производится по особенностям выполнения субтестов-заданий: спонтанная и диалогическая речь, повествовательная (монологическая), автоматизированная и отраженная речь (повторение), называние. В этот же блок входят задания на слухоречевую память.

При анализе экспрессивной речи учитываются также и особенности чтения вслух.

Спонтанная и диалогическая речь

*1. Больному предъявляется ряд вопросов, на которые он должен ответить. Одни вопросы предусматривают короткий, односложный ответ типа "да", "нет", "хорошо", "плохо" и т.д., другие - более развернутый.

Здесь и далее звездочка перед номером субтеста обозначает то, что эта проба входит в сенсибилизированный и укороченный вариант набора нейропсихологических методик.

Как вы себя чувствуете? ... У Вас болит голова?... Когда Вы заболели?...
Расскажите немного о своей семье... Расскажите о своей работе и т.д.


При анализе полученных ответов учитывается способность больного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог. Отмечаются характер мимики, жестов, ответов: их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота, с которой даются ответы, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для больного вопросы и др.

Автоматизированная речь

2. Перечисление числового ряда:

от 1 до 6; от 7 до 12; от 15 до 20

3. Перечисление месяцев в году:

сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

Кроме этих проб больному может быть предложено произнести короткие, но хорошо знакомые с детства стихотворения или пропеть куплет хорошо знакомой песни.

Учитываются: возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов или их замены, искажение порядка следования элементов, персеверации, парафазии.

*4. Повествовательная (монологическая) речь

Пересказ коротких рассказов, прочитанных экспериментатором вслух.

"У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе котику. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко".

***

"Хотела галка пить. Во дворе стоял кувшин с водой, но воды в нем было мало, только на дне. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки, вода поднялась и галка смогла напиться".


Кроме приведенных коротких рассказов при обследовании больных могут использоваться любые другие рассказы, аналогичные по величине и сложности текста.

5. Составление предложений (короткого рассказа) по любой сюжетной картинке или рисункам, обозначающим действия, например рис. 2.2а, 2.2б, 2.2в, 2.2г, последов.

Рисунок 2.2а
Рис. 2.2а
Рисунок 2.2б
Рис. 2.2б
Рисунок 2.2в.
Рис. 2.2в
Рисунок 2.2г
Рис. 2.2г

При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена ли нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа. Отмечаются также возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов, или существительных, характер парафазий, их лабильность.

Назад    Наверх    Вперед


* Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург,1997.