Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 2 - Методы

2.3.1. Экспрессивная речь (продолжение)

Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Отраженная речь (Повторение)

6. Повторение изолированных гласных звуков:

а, о, у, и, е, ю;
у, и, а, у, ю, я; и т. д.


7. Повторение изолированных согласных звуков:

эм, эр, рэ, с, д, к;
т, з, x, эл, п, эн.


*8. Повторение слогов-триграмм:

лив, кет, бун, том, тал, гис;
шом, бун, тал, гис, лив, кет.


9. Повторение серий 3-х сложных гласных звуков:

аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;
уао, оау, ауо, уоа, аоу, оуа.


10. Повторение серий оппозиционных слогов:

ба-па, па-ба, ка-ха, са-за,
да-та-да, та-та-да.


При грубых нарушениях повторения, для уточнения механизмов этих дефектов могут быть использованы пробы 10а и 10б, направленные на исследование преимущественно слухоречевого гнозиса. При отсутствии грубых расстройств повторения эти пробы практически не используются.

10а. Различение изолированных гласных звуков и их серий.

Выполняется по условно-рефлекторной методике: исследуемый поднимает руку при произношении экспериментатором "а" и не поднимает при произношении "у" и так далее. В каждой из серий положительным стимулом является первый по порядку:

а-у-у-а-у-а;
ау-уа-ау-уа-уа-ау;
аоу-ауо-оау-аоу-ауо-оуа.


10б. Дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (инструкция та же, что и в предыдущей пробе):

да-та-да-да-та-та
коса-коза-коза-коса-коза-коса
лопата-лобата-лопада-лопата-лобата-лопата


*11. Повторение простых и сложных слов:

дом, работа, водопровод, полководец, стратостат, электроэнцефалография;
мак, сорока, библиотека, трубопровод, приватизация, кораблекрушение.


*12. Повторение предложений:

Я иду в кино;
Наступила весна, но снег в лесу не растаял;
Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким забором;
Я рисую дом;
Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь;
Поезд, который отправляется ночью, всегда прибывает вовремя.


*13. Повторение серий слов, не связанных по смыслу (интервал между словами 1-2 сек):

дом-лес
луч-мак
сон-бег

ночь-план-лист
мост-ключ-груз
гром-ноль-клад

кухня-ферма-кофта-пушка
соска-дамба-лодка-цапля
капля-тумба-лента-сушка



Пробы №№ 13-16 направлены преимущественно на исследование слухо-речевой кратковременной памяти.

*14. Повторение серий слогов-триграмм:

бун-лец
кет-лаш
зук-тиз

рел-зук-тиз
кет-бун-шом
лив-цис-тал

бун-цис-кет-лаш
лец-зук-рел-тиз
шом-лив-гис-тал



*15. Повторение серий слов в условиях интерференции:

лес-кот

пауза-5 сек

лес-кот?

мед-зал



вес-род-шар

пауза-5 сек

вес-род-шар?

сон-луч-пар



дом-век-мир-сад

пауза-5 сек

дом-век-мир-сад?

дым-сок-кот-зал

Назад    Наверх    Вперед


* Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург,1997.