Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 2 - Методы

2.3.1. Экспрессивная речь (окончание)

Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

*16. Повторение серии слогов-триграмм в условиях интерференции

кет-лаш

пауза-5 сек

кет-лаш?

лец-тиз



лив-зук-тал

пауза-5 сек

лив-зук-тал?

бун-шом-гис



рел-цис-кет-лаш

пауза-5 сек

рел-цис-кет-лаш?

лец-бун-гис-тал



В пробах NN 15-16 испытуемому необходимо запомнить предъявляемые последовательно две серии речевых стимулов и после однократного воспроизведения первой, а затем и второй серии, через 5 сек вновь вернуться к припоминанию первой серии. С помощью этих проб исследуется прочность удержания следов в условиях интерферирующей деятельности, анализируются ошибки, проявляющиеся в виде парафазий, персевераций, конфабуляторных элементов и т.п.

17. Название реальных предметов:

стул, часы, карандаш, пуговица, люстра, циферблат.

*18. Называние частей тела:

глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы.

*19. Называние изображений предметов, например:

1-я серия

2-я серия

очки
утюг
пила
кофейник
клещи
якорь

ключ
ножницы
топор
самовар
циркуль
пистолет



На рис. 2.3 изображены предметы, встречающиеся в обиходе как довольно часто, так и относительно редко. В предъявляемом испытуемому (последовательно) наборе из 6 изображений предметов следует предусмотреть как часто, так и редко встречающиеся предметы. Этот же набор можно использовать для исследования классификации - нахождения больным категориальных названий предметов, например: пила, топор, клещи - инструменты и т.д., а также для называния качества предметов или действий с их помощью.

Рисунок 2.3
Рисунок 2.3

*20. Называние действий

Возможность называния действия также можно исследовать при составлении предложений к сюжетным или последовательным картинкам, задавая испытуемому соответствующие вопросы.

Показывают больному изображение предмета (рис. 2.3) и просят сказать, для чего он служит, например:

весы - взвешивать
пистолет - стрелять
циркуль - измерять

топор - рубить
ножницы - резать
утюг - гладить



В другом варианте этой пробы просят больного назвать действия, отраженные на соответствующих картинках (рис. 2.2а, 2.2б, 2.2в, 2.2г). Эти же рисунки можно использовать для составления краткого рассказа на тему обозначенных действий.

При выполнении проб на называние главное внимание обращают на поиск больным нужного названия, помогает ли при этом подсказка первых 1-2 фонем и контекст, на характер парафазий, различия в назывании окружающих предметов и частей тела, с одной стороны, и изображений предметов и действий - с другой.

Подводя итог анализа особенностей выполнения заданий всех проб на оценку экспрессивной речи необходимо учитывать:

  • темп речи,

  • ее мелодические и интонационные характеристики,

  • тенденции к логорее,

  • плавность речи - напряжение, запинание, затруднение приступа к слову,

  • артикуляторные искажения и поиски артикуляций,

  • способность плавного перехода от одной артикулемы на другую,

  • особенности парафазий,

  • лабильность литеральных парафазий и др. (см. шкалу для оценки специфических дефектов речи).

Для этой цели весьма целесообразно записывать образцы речи на магнитофоне, предваряя запись упоминанием Ф.И.О. больного и даты исследования.

Назад    Наверх    Вперед


* Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург,1997.