Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 2 - Методы

2.3.3. Письмо и чтение (окончание)

Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Чтение

44. Чтение идеограмм, например:

имя, фамилия больного, родной город, имена членов семьи, профессия, месяц рождения.

45. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (рис. 2.5).

Покажите, пожалуйста: А, Е, К, Т, Ш, Ю (или др. 6 букв). Учитывается выбор любого образца заданных букв, написанных разными шрифтами.

В другом варианте опыта испытуемому предлагается подложить к буквам В, Г, Д, Т, А, Н буквы, написанные различными шрифтами, в том числе и стилизованные.

46. Чтение букв вслух:

А, Д, К, Р, Ц, Я (или других 6 букв)

*47. Узнавание "зашумленных" букв.

Предъявляется набор из 2-х вариантов букв на фоне "шума" - 0,35 (более интенсивный, содержащий 35% черных элементов) и 0,25 (менее интенсивный, содержащий 25% черных элементов). Если больной не справляется с заданием при уровне шума 0,35, переходят к менее зашумленным рисункам (рис. 2.4а и 2.4б).

48. Чтение вслух слогов и псевдослов:

му, ана, лет, цир, позд, стра и т.п.

*48а.

*В этом сенсибилизированным вариантом является проба № 48а, которая оценивается отдельно.

ном, килбут, лосоп, радогруд, асюкр, цазаб.

49. Чтение слов (простых и сложных):

лес, зерно, автобус, индустрия, реставрация, энциклопедия.

Слоги и слова пишет экспериментатор крупными печатными буквами. Если больной не читает вслух слоги, псевдослова и слова, его просят подложить названия предметов под их изображения (глобальное чтение) (рис. 2.3), при этом письменные обозначения предметов должны быть заготовлены крупными печатными буквами (входит в набор, изготовленный для экспериментатора).

*50. Чтение вслух простых предложений (можно воспользоваться рис. 2.5):

"золотая голова", "сегодня хорошая погода", "не красна изба углами, а красна пирогами" или другие 3 предложения, используя заготовленные для набора образцы текстов.

Рисунок 2.4a
Рис. 2.4a
Рисунок 2.4б
Рис. 2.4a
Рисунок 2.5
Рис. 2.5

51. Чтение про себя или "молчаливое чтение": выполнение письменных заданий без проговаривания (по 3 пробы в каждом задании)

а) подкладывание подписей под предметные картинки;

б) подкладывание подписей под сюжетные картинки (заранее изготовленные);

в) чтение и понимание простых инструкций, например: улыбнитесь, закройте глаза, встаньте и посмотрите в окно.

*52. Чтение вслух короткого рассказа (см. тексты пробы "повествовательная речь" или др. тексты, близкие по величине и сложности слов).

При оценке проб "письмо" и "чтение" кроме специфических ошибок, обозначенных в шкале, учитывается:

  • в какой мере нарушение письма и чтения отражает особенности устной речи больного,

  • каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения,

  • какой мере сохраняется способность понимания прочитанного.

Назад    Наверх    Вперед


* Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург,1997.