Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 3 - Антропогенез и гипотезы происхождения языка

3.1. Эволюция сознания и мозг

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Приобретя некоторое представление о взглядах на человеческий язык, его возникновение, предпосылки, специфику, обратимся теперь к эволюции сознания.

Совершенно очевидно, что с эволюцией - развитием и усложнением, специализацией мозга эволюционировала не только языковая способность человека (language faculty), но и само его сознание, которое хотя и совпадает в большой сфере с языком, но все же не является его синонимом. Перечислю вопросы, которые в связи с этим возникают. Эти вопросы отнюдь не являются решенными, а многие из них даже едва поставлены. Перечисляю их здесь для очерчивания поля проблем для размышления или для специального исследования. (сознание=мышление)

  • Эволюционирует ли сознание вообще?

  • Если да, то сознание "нарастает" по мере продвижения по эволюционной лестнице - от вида к виду вплоть до человека; а дальше? Статично ли сознание на протяжении истории Homo sapiens , включая современность, или оно менялось?

  • Однородно ли сознание "в синхронии", т.е. в каждый взятый отрезок времени - или есть разные типы сознания? От чего они зависят?

  • Меняется ли с возрастом тип сознания у детей?

  • Что считать " нормативным" и "прогрессивным" в сознании - и с чьей точки зрения?

  • Есть ли в этом смысле "более" и "менее" развитые культуры и типы мышления?

  • Сменяют ли при эволюции одни типы мышления - другие?

  • Что происходило в нейроструктурах, чтобы сначала обеспечить возникновение и развитие сознания, а потом и его гетерогенность (различность, неоднородность)?

  • Однородно ли сознание отдельной личности или гетерогенность присуща самому мозгу?

  • Если мы признаем, что есть разные типы мышления у разных индивидуумов, этносов и даже рас, то что же - у них разная организация мозга?

Так или иначе мы обсудим эти вопросы в наших лекциях в дальнейшем, хотя, конечно, я - и никто- не претендую на знание точных и исчерпывающих ответов.

Я хотела бы обратить ваше внимание на исследования канадского профессора Merlin Donald [Donald, 1991, 1993] статья ‘Human cognitive evolution: what we were, what we are becoming’(1993) и книга ‘Origins of the modern mind’(1991). Некоторые основные положения я изложу, хотя, конечно, эти работы более чем заслуживают, чтобы их прочесть хотя бы выборочно.

Цивилизация есть тогда, когда у сообщества есть упорядоченный опыт и средства пользоваться внешней памятью (библиотеки, базы данных и т.д.) Система, в которой прекращается обмен опытом, перестает быть цивилизацией. Нужен постоянный приток новой информации с обратной связью. Необходима рефлексия (возможность посмотреть на себя со стороны, осознать и оценить свои действия). Необходимо приобрести способность работать в новой парадигме, не застывать на привычных стереотипах.

Donald выделяет три вида памяти:

1. Кратковременную
2. Долговременную
3. Внешнюю.

Им соответствуют и три вида хранения и переработки информации:

1. Мимический знак=мимезис
2. Рефлекторно-языковой
3. Внешние - библиотеки, фоно- и видеотеки, фильмотеки, базы данных и т.д.

Если 1 и 2 типы для своего возникновения требовали изменения генома (т.е. закрепления накопленного опыта в биологической наследственности), то 3 тип - есть результат усилий лучших представителей человечества для создания этой "выносной", внешней памяти, к которой можно подключаться как к источнику энергии, скажем, к электрическому току. Но: для получения возможности такого подключения требуется долгое обучение. Это обучение само по себе является формирователем сознания/мышления и, в свою очередь, влияет на его (сознания) эволюцию.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.