Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 5 - Локализация мозговых функций

5.3. Современное состояние вопроса (окончание)

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Таким образом, экспериментальные работы указывают на более общие, нежели чисто языковые, отличия в функциях полушарий, сводя их к различию в когнитивных стилях - как в собственно вербальной, так и в иных видах когнитивной деятельности, как например, в:

  • восприятии сложных зрительных объектов, ритмов,

  • понимании метафор и идиом,

  • решении силлогистических задач,

  • понимании законов сохранения вещества и количества,

  • осознании конвенциональности, произвольности номинации, яркой иллюстрацией чего может служить шедевр Л. Кэрролла:

‘ ...The name of the song is called “Haddogs’ Eyes”, [said the White Knight.]
‘Oh, that’s the name of the song, is it?’ Alice said, trying to feel interested.
‘No, you don’t understand,’ the Knight said, looking a little vexed. ‘That’s what the name is called. The name really is “The Aged Aged Man”.’
‘Then I ought to have said “That’s what the song is called”?’ Alice corrected herself.
‘No, you oughtn’t: that’s another thing. The song is called “Ways and Means”: but that’s only what it’s called, you know!’
‘Well, what is the song, then? said Alice, who was by this time completely bewildered.
‘I was coming to that,’ the Knight said. ‘The song really is “A-sitting On a Gate”: and the tune’s my own invention.’


Церебральная асимметрия, характерная в особой мере именно для человека как вида и являющаяся плодом долгой эволюции, оказывается, по всей вероятности, нейрональной основой столь мощной и стремительной культурной эволюции человечества, потребовавшей для этого несопоставимо малые, в сравнении с биологическими эволюционными часами, времена. Помимо когнитивных преимуществ, существенными являются и адаптационные, роль которых нарастает в постоянно и ускоренно меняющемся современном мире.

Удивительная прозорливость Джексона, однако, дает нам и предостережение: “Локализовать поражение мозга, расстраивающее речь, - пишет он - и локализовать функцию речи - две совершенно разные вещи”! Разве не с этим неутешительным фактом столкнулась вооруженная всеми возможными видами мозгового картирования наука на пороге ХХI в.? Анализ литературных данных и результаты собственных экспериментов по изучению специализации полушарий головного мозга для высших психических, - в том числе и речевых, - функций позволяют с уверенностью утверждать, что церебральная асимметрия определяется рядом факторов: биологических, сформировавшихся в филогенезе и формирующихся в онтогенезе, и тех, которые определяются эволюцией социальной.

Сотни экспериментальных исследований, проводимых в клинике и на здоровых людях с использованием разнообразных методик - от дихотического и тахистоскопического тестирования до различных видов картирования мозга дают все новые свидетельства базисных различий в гемисферных функциях; однако, - к разочарованию приверженцев полушарной парадигмы, - поступает всё больше сведений об одновременном или последовательном участии в речевых процессах многих зон мозга.

За последние годы как проблема локализации функций вообще, так и проблема гемисферной специализации подверглась значительному пересмотру [Efron, 1990; Davidson&Hugdahl, 1995]. Неясным остаётся целый ряд положений, определяющих предмет исследований в данной области. Встаёт вопрос, кардинально важный для понимания проблемы: какую именно асимметрию мы выявляем, в частности, в психофизических и нейролингвистических экспериментах:

  • центральную или асимметрию сенсорного входа;

  • кортикальную или субкортикальную, включающую cerebellum, striatum, basal ganglia, hippocamp, лимбику;

  • морфологическую, химическую или функциональную;

  • моторную, сенсорную или психическую;

  • индивидуальную или популяционную;

  • врождённую или сформировавшуюся под влиянием онтогенетических, социальных и культурных факторов;

  • стабильную или динамическую и находящуюся под произвольным контролем;

  • специфически человеческую или разделяемую с другими биологическими видами.

Функциональное картирование мозга и исследования, выполненные на некоторых других моделях, показывают, что в речевых процессах участвуют отнюдь не только зоны, известные как речевые. Показана, например:

  • активация, идущая от фронтальных отделов, обеспечивающих внимание, до правополушарных зон, гомологичных зоне Вернике;

  • связь внутренней речи с париетальными структурами коры правого полушария;

  • роль симметрии planum temporale (или большей её площади справа) и, возможно, размеров corpus callosum в вероятности развития дислексии.

Морфометрические, клинические и экспериментальные исследования бесспорно доказывают различную полушарную организацию мозга мужчин и женщин, в особенности, это показано относительно внутриполушарных связей (у женщин речевые процессы в большей мере соотносится с передними отделами левого полушария, тогда как у мужчин в них участвуют как передние, так и задние зоны, и роль последних весьма велика). Многие современные работы подчеркивают значимость иного, нежели право-левое, противопоставления - по оси "лоб-затылок”, равно как и роль кросс-гемисферного переноса.

Усложнение техники и методических разработок парадоксально приводит к тому, что экспериментальные данные становятся все более трудными для интерпретации именно с точки зрения описания их как специфически человеческих характеристик. Представителями нейронаук привлекаются генетические сведения, морфометрические измерения, данные нейрохимии. Параллельно, к счастью, нарастает и осознание необходимости привлечения знаний, накопленных в науках, традиционно занимающихся собственно антропологическими исследованиями - лингвистикой, когнитивной, кросс-культурной и нейро-психологией, такими аспектами искусственного интеллекта как моделирование когнитивных и сенсорных функций, формирование и извлечение знаний [Chernigovskaya et. al, 1996, 1997].

Наши собственные исследования свидетельствуют, что не только организация экспериментальной процедуры и тестового материала, но обработка и интерпретация данных кардинально зависят от учета целой парадигмы характеристик - от пола и эндокринного статуса индивида до когнитивного стиля, знания языков и принадлежности к определенному типу культуры.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.