Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 6 - Латерализация высших психических функций

6.1.2. Другие инструментальные методики

А. Венгер и В. Ротенберг

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Прожективный тест "Ситуация"


Инструкция

Вам предлагаются описания нескольких жизненных ситуаций и различные варианты /1-4/ поведения для их разрешения. Внимательно прочтите эти варианты и сравните их между собой /желательно прочитать текст дважды/. Выберите тот вариант поведения, который Вам кажется наиболее предпочтительным в данной ситуации, и отметьте его знаком "+". Если ни один из вариантов не устраивает Вас в полной мере, или если подходящими кажутся два варианта одновременно, то отметьте тот, который подходит более других. Затем отметьте знаком "-" тот вариант поведения, который кажется Вам самым неподходящим в этой ситуации. Обязательно необходимо отметить оба варианта /"+" и "-"/ для каждой ситуации. Не старайтесь искать правильных ответов, потому что ни "правильных" ни "неправильных" ответов в этом тесте нет. Одному человеку ближе один вариант, другому - другой. Ориентируйтесь только на свои ощущения - как если бы Вы были реальным участником описываемой ситуации. Бланк для ответов приведен в таблице 6.1.

Таблица 6.1. Бланк для ответов

Варианты поведения

N ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


I. У Вас не получается задача, которую задали в школе. Как Вы поступили бы в такой ситуации?

1. Это очень трудная задача. Не буду зря мучаться, а завтра попрошу учителя объяснить, как ее решать.

2. Попробую еще раз решить с самого начала и буду внимательно следить, чтобы не было ошибок.

3. Изображу условие задачи схематически. Возможно тогда найду новый путь решения.

4. Попробую найти иной способ решения задачи. Вдруг это приведет к успеху.

II. В выходной день Ваша семья поехала на машине посмотреть старинные развалины. Немного не доехав до места назначения пришлось остановиться из-за дорожных работ. Как бы Вы посоветовали поступить в такой ситуации?

1. Давайте свернем на дорогу, которая ведет направо. Может быть мы сможем объехать ремонтируемый участок дороги.

2. Давайте вернемся в городок, который мы только что проехали и купим карту, чтобы понять, как доехать.

3. Надо подождать, пока у рабочих начнется обеденный перерыв. Тогда мы сможем проехать.

4. Можно пройти оставшееся расстояние пешком. Конечно, дорога не очень приятная, но зато мы напрямую достигнем цели.

III. Вы с группой туристов оказались в пещере, когда произошел обвал, заваливший вход. Что бы Вы предложили делать в такой ситуации?

1. Надо искать другой выход. А чтобы запомнить путь, по которому мы уже проходили, нужно сделать заметки из кучек камней.

2. Надо дождаться, пока друзья нас найдут. Если не тратить лишних сил, то нам надолго хватит наших скудных запасов воды и пищи.

3. Давайте разберем завал. Конечно, на это уйдет много времени и сил, но зато мы точно знаем, что здесь есть выход.

4. Надо искать другой выход. Но нельзя тратить время на излишние предосторожности, ведь у нас почти нет еды и воды.

IV. Членам Вашего клуба предложено три варианта его эмблемы. На каком варианте остановились бы Вы?

1. Эмблема должна быть четкой, определенной и понятной. Поэтому я за вариант "А".

2. Надо, чтобы эмблема была попроще, иначе мы не сможем самостоятельно ее изобразить. Поэтому я за вариант "B".

3. Мне кажется, что самое главное оригинальность и необычность рисунка. Я предлагаю выбрать вариант "C".

4. Все три варианта не очень хороши. Давайте возьмем то, что есть пригодного в каждом, и попытаемся создать новый вариант.

V. Вы участник научной экспедиции, которая досрочно выполнила программу исследований на подводной станции, а до прихода корабля осталось еще несколько дней. Как бы Вы предложили провести оставшиеся дни?

1. Нужно связаться по рации с базой и запросить указания. Нельзя допустить, чтобы бесценное время на станции пропадало впустую.

2. Давайте проведем разведку соседнего участка дна. Возможно там встретится что-нибудь неожиданное.

3. Давайте не будем отступать от программных работ, а для большей надежности проведем повторные измерения.

4. Мы имеем полное право потратить оставшееся время на то, чтобы отдохнуть и поплавать вокруг станции без всяких специальных задач.

VI. Члены Вашей семьи обсуждают что подарить бабушке к ее семидесятилетию. Чтобы бы Вы предложили?

1. Давайте спросим у нее, какой подарок она хотела бы получить.

2. Есть традиция на юбилей дарить золотые или серебряные вещи.

3. Надо незаметно выведать у нее, чего бы ей хотелось.

4. Давайте пройдемся по магазинам - что-нибудь найдется.

VII. Вы едите в поезде дальнего следования. Как бы Вы провели это время?

1. Продолжу работу, которая осталась незаконченной.

2. Разберусь в проблемах, на решение которых обычно не хватает времени.

3. У меня столько разных дел, что скучать не придется. Займусь то одним, то другим.

4. В дороге хорошо спится. Стук колес замечательно успокаивает.

VIII. Вы с товарищами зашли в кафе. Оказалось, что большинство указанных в меню блюд вам незнакомы. Что бы Вы предложили в такой ситуации?

1. Мы можем заказать себе несколько разных блюд и попробовать понемногу от каждого.

2. Раз мы уж выбрали это кафе, то предлагаю посидеть за чашкой кофе.

3. Давайте подробно расспросим официанта о каждом из блюд и уже тогда будем выбирать.

4. Давайте не будем рисковать. Тут поблизости есть нормальное кафе.

IX. Вы решили испечь к приходу гостей необычный пирог, рецепт которого недавно узнали. Но оказалось, что в доме нет необходимых специй. Как бы Вы поступили в такой ситуации?

1. Надо срочно что-то предпринять! Попробую узнать, где можно заказать пирог на дом.

2. Я помню, что в прошлый приход гостей приготовил/а/ обычный кекс и было очень вкусно. Приготовлю его снова.

3. Гости не обидятся, если подам чай и конфеты, которые всегда у меня дома.

4. Попробую использовать другие специи и посмотрю, что получится. Может быть выйдет даже вкуснее.

X. Вы с друзьями поехали на рыбалку на свое постоянное время, но в этот раз за два часа ловли никто ничего не поймал. Что бы Вы предложили в такой ситуации?

1. Надо забросить больше удочек и очень внимательно следить за ними. Тогда наши шансы повысятся.

2. Если будет много удочек, мы за ними не уследим. Давайте просто подождем, пока начнется время клева.

3. Надо не теряя времени сменить место. Вдруг сегодня лучше ловится выше или ниже по течению.

4. Давайте попробуем наживить на разные удочки разную наживку и сравним, на какую лучше клюет.

XI. Неожиданно в квартире погас свет, а свечей в доме не оказалось. Как бы Вы поступили в такой ситуации?

1. Единственное, что можно сделать в темноте, - это лечь спать. Хотя можно и подождать. Вдруг электричество починят.

2. Нужно спросить, есть ли свет у кого-нибудь из соседей. А вдруг это большая авария, которая затянется надолго.

3. Надо съездить купить свечи. Правда, магазин, который еще открыт, довольно далеко, но зато больше не будет таких проблем.

4. Надо, пока еще не совсем стемнело, изготовить светельник - подумать из чего сделать фитль, найти какрй-нибудь жир и плошку.

XII. Вы с друзьями заблудились в лесу. Все плохо знают эти места, а карты у вас нет. Что Вы предложите предпринять в этой ситуации?

1. Надо попытаться по памяти набросать план этих мест. Тогда станет ясно, как возвращаться.

2. Давайте прежде всего отдохнем. На свежую голову гораздо легче выбрать правильный путь.

3. Надо испробовать разные направления. Ведь какое-нибудь из них обязательно выведет нас из леса.

4. Мы уже давно идем не сворачивая. Если продолжать идти в этом направлении, то рано или поздно мы выйдем из леса.

XIII. Вы самостоятельно учитесь играть на гитаре. Как Вы оцениваете свои успехи?

1. Я уже выучил/а/ одну песенку. Для начала это совсем неплохо. Теперь можно петь ее на вечеринках.

2. Сначала надо научиться играть без ошибок упражнения из самоучителя. Только после этого можно учить песни.

3. Надо попробовать самостоятельно играть самые разные песни. Какая-нибудь из них обязательно получится.

4. Попробую подобрать несколько песен, используя аккорды из самоучителя. У меня же кажется неплохой слух.

XIV. Вы обранили мамину брошку и не можете ее найти. Как Вы поступите в такой ситуации?

1. Надо еще раз осмотреть все кресла, диваны и кровати, поискать под шкафом, столом и так далее.

2. Надо сообразить, где скорее всего могла оказаться брошка. Может быть я что-нибудь пропустил?

3. Я уже искал/а/ всюду, где брошка могла бы быть и убедился/лась/, что ее нигде нет. Значит надо искать в других местах.

4. Ничего не поделаешь. Раз уж брошка потерялась, придется с этим смириться.

XV. Вы хотите сфотографировать лошадь на скачках. Как Вы поступите?

1. Все время буду смотреть в видеоискатель и постараюсь поймать какой-нибудь необычный момент.

2. Надо снимать много и быстро, пока лошадь не проскачет мимо и будет уже поздно.

3. Не надо торопиться, лучше подождать следующего заезда.

4. Надо снимать, когда лошадь будет напротив меня, тогда ее будет лучше всего видно.

XVI. После покорения труднодоступной вершины Вы с группой альпинистов обсуждаете планы на будущее. Что бы Вы предложили?

1. Сейчас появилось множество видов альпинистского снаряжения. Давайте накупим побольше и поглядим, что с ним можно делать.

2. После такого тяжелого восхождения нужна передышка. Надо отложить по-настоящему сложные восхождения на пару сезонов.

3. Надо испробовать тот способ подъема на скалу, который мы обсуждали в прошлый раз, но не осуществили. Для этого очевидно подойдет северный склон этой горы.

4. Давайте повторим восхождение в более сложном варианте. Например, поднимемся с палаткой и устроим высокогорный лагерь.

Просчет результатов

Просчет результатов теста осуществляется для каждого вида поведения по формуле: тип поведения = S"+" - S"-".

Доминирующий тип поведения индивида характеризуется наибольшим количеством баллов со знаком "+".

Ключ для просчетов результатов исследования приведен в таблице 6.2.

А - активное поведение /поисковая активность/,

С - стереотипное поведение,

Х - хаотичное поведение,

П - пассивное поведение /отказ от поиска/.

Таблица 6.2. Ключ для просчета результатов

Варианты поведения

N ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

I

П

Х

А

С

Х

П

С

А

Х

С

П

А

П

С

А

X

II

C

А

Х

П

А

С

А

П

С

П

Х

Х

C

А

Х

П

III

А

П

П

А

С

А

Х

С

П

Х

С

С

Х

Х

П

А

IV

X

С

C

Х

П

Х

П

Х

А

А

А

П

А

П

С

С



Назад    Наверх    Вперед