Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 7 - Асимметрия полушарных функций для языка и речи

7.1. Введение

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Понимание характера речевых расстройств при различных видах патологии невозможно без учета современных представлений о мозговом обеспечении высших психических функций вообще и локализации речевых функций в коре больших полушарий в частности. Эти вопросы имеют долгую историю, на протяжении которой сменялись диаметрально противоположные взгляды на нейрофизиологическую основу психических явлений - от рассмотрения психической деятельности как неразложимого свойства сознания, без попыток связать отдельные ее виды с мозговыми структурами, до узколокализационных позиций, когда каждая конкретная психическая деятельность связывалась с определенной группой клеток. Спор между сторонниками того и другого направления не может считаться оконченным и сейчас. Тем не менее, можно отметить вехи, надолго определившие развитие представлений о мозговом обеспечении речевых функций. В первую очередь, это открытия, сделанные более века назад Брока, а затем Вернике [Brоса, 1865; Wernicke, 1874] и ясно указавшие локализацию центров речи в левом полушарии, что не только положило начало новой области знания - афазиологии, но и на многие годы определило отношение к речи как к чисто левополушарной функции. Позднее было установлено, что левосторонние поражения мозга ведут к нарушениям и других психических функций - письма, счета, узнавания форм и т. д. [Kussmaul, 1887; Charcot, 1889; Freud, 1891]. В соответствии с этим левое полушарие стало считаться единственным обеспечителем высокоорганизованных психических функций и за ним надолго закрепилось название доминантного в отличие от правого субдоминантного, роль которого стала считаться второстепенной и возможности которого долгие годы не исследовались.

Следует заметить, что клиническое изучение мозгового обеспечения речевой деятельности, начало которому было положено работами Брока и Вернике, встретило на своем пути целый ряд трудностей, связанных как с недостаточной разработанностью нейрофизиологических теорий, так и с отсутствием адекватных теорий языка и речевой деятельности. Это вело к противоречивому и часто излишне схематичному объяснению накопленных фактов: клиника речевых расстройств явно выходила за рамки имеющихся концепций. На осознание этих трудностей и частичное их преодоление ушло несколько десятилетий. Важнейший вклад в это направление внесла отечественная школа афазиологии [Лурия, 1979; Винарская, 1971; Ахутина, 1989 и др.]. Но взгляды на природу афатических расстройств неоднократно менялись, менялись и принципы их классификации. Однако, при всем разнообразии мнений, абсолютное большинство афазиологов сводило речевые расстройства центрального характера к дисфункциям левого полушария.

В целом, такое положение сохраняется и сейчас, хотя с 50-60 гг. нашего века известно, что правое полушарие вносит свой вклад в обеспечение всех высших психических функций. Главные подтверждения тому были получены на основании клинических данных и в результате обследования больных с "расщепленным мозгом" [Балонов, Деглин, 1979; Bogen, Gazzaniga, 1965; Gazzaniga, 1983; Geschwind, 1965; Hecaen, 1962; Schell, 1981; Sperry e.a., 1969; Zeidel, 1978]. Нужно заметить, что сам факт участия правого полушария в обеспечении психической деятельности у исследователей функциональной организации мозга сомнений не вызывает, но единая точка зрения на характер правополушарных функций отсутствует. Остается неясным дублируют ли они функции левого полушария, являются ли они признаком скрытого левшества или обусловлены отсутствием моторного выхода и т.д. Список таких вопросов можно было бы продолжить. Таким образом, несмотря на усилия большого числа исследователей, разрабатывающих эту проблематику на разных моделях, вопрос о том, каково принципиальное распределение функций между полушариями мозга остается в принципе нерешенным. Частично это связано с методическими трудностями, анализ которых выходит за рамки данной работы. Отметим только, что исследование проблемы затрудняется наличием индивидуальных и половых различий, культурной и этнической обсуловленностью, онтогенетическим развитием специализации полушарий и рядом других, мало изученных факторов. В силу этого проблема функциональной специализации полушарий мозга человека продолжает разрабатываться и вклад проводимых в этом направлении исследований в общие вопросы нейрофизиологии и нейролингвистики следует признать значительным [Trevarten, 1984].

Представляемое в данной работе исследование выполнено на базе психиатрической клиники в процессе прохождения больными курса унилатеральной электросудорожной терапии. Унилатеральный электросудорожный припадок вызывается нанесением электрического раздражения на одну половину головы - правую или левую, что приводит к преходящему угнетению раздражавшегося полушария и реципрокному облегчению функций интактного. Таким образом создается ситуация, когда в течение 30-50 минут поведение больного определяется активностью одного нераздражавшегося полушария. Поскольку в процессе проведения терапии чередуются право- и левосторонние сеансы, при обследовании больных можно сравнивать эффекты угнетения разных полушарий у одного и того же человека. Целью настоящего исследования являлось выяснение роли полушарий в осуществлении высоких уровней речевой деятельности человека, обеспечивающих семантико-синтаксический анализ, построение текста и решения различных вербальных задач.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.