Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 7 - Асимметрия полушарных функций для языка и речи

7.2. Выполнение больными речевых тестов в условиях преходящей инактивации одного из полушарий мозга

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Выполнение лексического текста

Больным предъявляли для свободной классификации восемь карточек, на каждой из которых было напечатано одно из следующих слов: "хороший-нехороший, умный-неумный, плохой-неплохой, глупый-неглупый", которые далее будут обозначаться символически следующим образом: P1, № P1, P2, № P2, A1, № A1, A2, № A2. Эти карточки требовалось разложить на группы. Больные обследовались в трех состояниях - в контрольных условиях, когда функционирует интактный мозг, после левосторонних припадков и после правосторонних припадков. Исследовано 16 больных после 67 унилатеральных припадков (34 правосторонних и 33 левосторонних). Результаты статистической обработки полученных данных представлены на рис. 1. Видно, что в контроле, когда функционируют оба полушария, больные могут пользоваться разными принципами классификации - ориентироваться на внутриязыковые отношения, разделяя, например, синонимы и анонимы, или на внеязыковые, подчеркивая свойства денотатов, в данном случае воображаемые "портреты" человека. В условиях относительно изолированной деятельности полушарий классификационное поведение больных расслаивается. При интактном левом полушарии больные предпочитают метаязыковый подход - наиболее сильные связи видны между синонимами и антонимами разных типов. Иная картина наблюдается при интактном правом полушарии, когда больные формируют преимущественно "портреты" людей - положительные или отрицательные.

Рис. 1. Классификация слов. I - графы связей: сплошные линии - коэффициент коллигации больше 0,3; штриховые линии - от 0,15 до 0,3. II - дендрограммы сходства: по вертикали - коэффициенты коллигации. Схемы внизу показывают состояние, в котором проввдилось исследование (зачернено угнетенное полушарие).

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.