Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 7 - Асимметрия полушарных функций для языка и речи

7.2. Выполнение больными речевых тестов в условиях преходящей инактивации одного из полушарий мозга (продолжение)

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Выполнение грамматического текста

Тем же больным предлагали для классификации еще 8 карточек, на каждой из которых была напечатана одна из фраз: "Ваня побил Петю, Петю побил Ваня, Петя побит Ваней, Ваней побит Петя" (на рис. 2 эти фразы обозначены A1-A4); "Петя побил Ваню, Ваню побил Петя, Ваня побит Петей, Петей побит Ваня" (на рис. Б1-Б4).

Рис. 2. Классификация фраз. Обозначения те же, что и на рис. 1.

Предлагалось расклассифицировать эти фразы любым угодным испытуемому образом. Представленная на рис. 2 статистическая обработка материала показывает, что в контрольных условиях больные используют разные принципы классификации фраз и, как легко видеть, классификация "по смыслу" используется редко. В то же время в условиях угнетения функций правого и реципрокного облегчения функций левого полушария метаязыковая деятельность больных значительно облегчается: на рис. 2 мы видим сильные связи между фразами, обозначающими одно содержание при разной форме его выражения. Иная ситуация складывается в условиях угнетения левого полушария - больные классифицируют фразы с ориентацией на первое упоминаемое имя. Из аналогичных исследований в области афазиологии и детской речи известно, что при определенных речевых нарушениях и в период овладения детьми простейшим синтаксисом первое имя в последовательности "имя - глагол - имя" донимается как действующее лицо, или субъект действия независимо от падежных окончаний. Аналогичным образом трактуются роли и в глубинном синтаксисе, на начальных стадиях речепродукции. По всей видимости, понимание синтаксиса в условиях угнетения функций левого полушария обладает аналогичными чертами. При идентификации фраз с соответствующими картинками оказывается, что наибольшее количество ошибок при активном правом полушарии падает на сложные фразы - пассивные конструкции с прямым и обратным порядком слов, тогда как при угнетении правого полушария наибольшее количество ошибок вызывают самые "простые" исходные фразы. Этот факт вступает в противоречие с известной в психолингвистике гипотезой Миллера - Хомского [Miller, Chomsky, 1963], постулирующей, что понимание грамматически сложных предложений происходит путем их сведения через психологически реальные процедуры трансформационного анализа к простым, так называемым ядерным фразам. Если бы это было так, больные с угнетенным правым полушарием не могли бы понимать сложную грамматику, не понимая простой. (Этот пример указывает на верификационную роль нейролингвистических исследований в отношении теоретической лингвистки).

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.