Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 7 - Асимметрия полушарных функций для языка и речи

7.3. Выполнение больными тестов, исследующих вербальное мышление

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Понимание идиом и метафор

Больным предлагали наборы идиом и метафор в перечисленных выше условиях эксперимента (33 левосторонних припадка и 32 правосторонних). Каждое тестовое задание было напечатано на трех карточках: на одной метафора (или идиома), на другой - формально сходная с ней фраза и на третьей - фраза, интерпретирующая метафору или идиому. Например: "лезть в бутылку" - "лезть в окно" - "сердиться". Больного просили объединить подходящие друг к другу карточки. В контрольных условиях было получено 87% правильных ответов при решении задач с идиомами и 79% -с метафорами. В условиях угнетения правого полушария правильными были лишь 45% ответов на идиомы и 44% -на метафоры. В условиях угнетения левого полушария ситуация кардинально поменялась - 90% правильных ответов было на идиомы и 68% - на метафоры. Показательны результаты измерения времени реакции испытуемых при выполнении заданий. Таблица показывает, что неправильные решения во всех состояниях требуют большего времени, чем правильные. Видно также, что время, затрачиваемое на интерпретацию при активном правом полушарии значительно меньше, чем при активном левом. И, наконец, время, затрачиваемое на интерпретацию идиом всегда меньше, чем на интерпретацию метафор.

Таблица 1. Средние значения времени реакции по всем испытуемым (в с):

Контроль Активно левое полушарие Активно правое полушарие
Идиомы

правильные решения

неправильные решения
7,2 с

16,3 с
12,5 с

14,7 с
9,8 с

15,2 с
Метафоры

правильные решения

неправильные решения
9,7 с

16,5 с
15,8 с

17,8 с
10,5 с

16,5 с

Представленные данные свидетельствуют о том, что главную роль в анализе готовых блоков текста (идиом) и текстов, построенных на основе метафорического переноса, играют структуры правого полушария. Аналитические возможности левого полушария оказываются в такой деятельности менее эффективными.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.