Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 7 - Асимметрия полушарных функций для языка и речи

7.3. Выполнение больными тестов, исследующих вербальное мышление (продолжение)

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Решение силлогистических задач

Тем же больным предлагали для решения 10 силлогистических задач. Каждая была напечатана на отдельной карточке и состояла из двух посылок (большой и малой) и вопроса. Например: "Стороны квадрата равны", "Девочка нарисовала на доске квадрат", "У этого квадрата стороны равны или нет?". Набор состоял из пяти конкретных силлогизмов, содержание которых могло быть известно испытуемым по личному опыту, и пяти абстрактных, ответы на которые могли быть выведены только из сопоставления посылок силлогизма. Больных просили ответить на вопросы задачи и объяснить, почему они пришли к такому выводу. Анализу подвергались Обоснования ответов испытуемых. Результаты (Представлены на рис. 3. Видно, что основную роль в решении силлогистических задач играет левое полушарие. Более того, исследование показало, что при преходящем угнетении одного из полушарий - правого или левого - проявляются принципиально разные модусы мышления: формально-логическое - при активном левом полушарии и конкретно-эмпирическое - при активном правом. Эти результаты являются веским подтверждением представлений о гетерогенности психической деятельности человека [Тульвисте, 1988].

Рис. 3. Соотношение теоретически и эмпирически обоснованных ответов на каждый из силлогизмов: А- конкретные силлогизмы, Б - абстрактные силлогизмы, В - все силлогизмы вместе. По вертикали - число соответствующих ответов (% %); по горизонтали - номера предъявлявлявшихся силлогистических задач. На схемах заштриховано угнетенное полушарие.
А - решение конкретных силлогизмов
Б - решение абстрактных силлогизмов
В - решение всех силлогизмов

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.