Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 9 - Восприятие речи

9.4.9. Логогенная модель

А.В. Венцов, В.Б. Касевич *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Представления, связанные с настоящей моделью, в течение ряда лет разрабатывались Дж. Мортоном [Morton, 1969; 1979; 1982].

 Логогеном автор назвал информационно - поисковую структуру, сопоставленную каждому слову словаря воспринимающей системы.

Структура включает все сведения об этом слове: его значение, морфологические, словообразовательные и синтаксические функции и признаки, фонологическую и орфографическую структуру, а также ранг частотности. Относительно соответствующей информации, предположительно уникальной для каждого слова, оцениваются все доступные признаки и параметры воспринимаемого фрагмента текста. Если общая сумма параметров превышает некоторый критический порог, логоген активируется, что и соответствует моменту опознания ассоциированного с ним слова.

В логогенной модели, таким образом, предусматривается взаимодействие всех источников знания уже на самом раннем этале перцептивного процесса. Одновременно и в интерактивном режиме взаимодействуют признаки разных уровней - от собственно фонетических до синтактико-семантических и частотных. Поскольку в логоген "встроены" и признаки потенциальных контекстов слова, возможно использование и этого параметра; в результате слова, в большей степени предсказываемые контекстом, опознаются быстрее, их логогены раньше достигают порога возбуждения. Аналогичным образом слово, которому соответствует более высокий ранг частотности, обладает логогеном, устанавливающим более низкий порог активации, т.е. для опознания этого слова требуется меньше признаков других уровней и меньше времени.

Логогены представляются, скорее, как пассивные устройства наподобие фильтров, "просеивающие" поступающую на вход информацию, но не предназначенные для ее активного извлечения из сигнала и, шире, текста.

Рассматривая логогенную модель и достаточно высоко оценивая лежащие в ее основе идеи, С.Д. Голдингер и др. отмечают, что "к сожалению, подобно многим обсуждаемым теориям, логогенная теория носит крайне неопределенный характер. В лучшем случае эта теория помогает нам составить общее представление о том, как работает интерактивная система, как можно учесть эффект частотности, но в ней почти ничего не говорится о том, как именно интегрируются типы информации, получаемые от акустико-фонетического источника знания и источников знания о высших [языковых] уровнях, как протекает процесс распознавания во времени, какова структура словаря" [Goldinger, 1990, р.37]. С этими упреками можно в целом согласиться, добавив, однако, что ответом на все заданные вопросы может служить лишь функционирование реальной модели, построенной в соответствии с данными - или какими-то иными - теоретическими принципами.

Назад    Наверх    Вперед


* А.В. Венцов, В.Б. Касевич Современные модели восприятия речи: критический обзор
Проблемы восприятия речи // Издательство Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 1994