Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 9 - Восприятие речи

9.5.2. Обоснования модели

Ю.И. Кузьмин *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Формулируя предлагаемую модель, мы широко использовали известные ранее экспериментальные факты. Дополнительные сведения были получены нами путем анализа оговорок, отмеченных в речи здоровых лиц. Достаточно подробно материалы этого исследования были изложены в одной из предыдущих работ [Кузьмин, 1984]. В настоящей статье уместно привести только некоторые основные результаты.

В работе анализировались ошибки разного типа - звуковые искажения, вербальные замены, искажения синтаксической структуры фраз и др. При анализе звуковых искажений было доказано, что замены звуков (так называемые фонемные замены) являются частым, но не единственным типом ошибок. Менее частыми, но достаточно обычными оказались искажения более крупных единиц - звукосочетаний, слогов и частей слова. Наличие таких ошибок мы рассматривали как доказательство иерархической организации звукового состава слов при артикуляторном их описании.

Далее было показано, что различные звуки искажаются (замещаются) при оговорках с разной частотой. Наиболее устойчивыми к заменам оказались гласные, наименее устойчивыми - те согласные, которые считаются обычно артикуляторно-трудными. При этом большинство звуковых замен можно было считать результатом замещения не целого звука, а только одного его признака или ряда признаков. Именно этим можно было объяснить артикуляторное сходство между замещаемыми звуками и замещающими звуками.

Указанные закономерности звуковых искажений при оговорках позволили считать, что они возникают в результате искажения артикуляторных программ, структура которых соответствует реально наблюдаемым артикуляциям. Вместе с тем было обнаружено, что звуковые искажения во многом сходны с теми ошибками, которые считаются обычно лексическими и грамматическими, т.е. с ошибками, связанными с выбором слов и грамматических форм. Особенно интересные данные были получены при анализе так называемых блендов, возникающих в результате своеобразного слияния пары исходных слов. Подробный анализ таких новообразований показал, что они могут возникать при участии тех слов, которые не входят в состав реализованной фразы, но могли бы войти во фразу при некоторой другой синтаксической ее организации. Этот результат позволил сделать вывод, что бленды возникают не на артикуляторном уровне, а в процессе лексического наполнения фраз. И вместе с тем удалось показать, что слова, образующие бленд, взаимодействуют как ритмически оформленные структуры. Мы могли убедиться в этом, анализируя те звуковые отрезки, которые входят в бленд из различных исходных слов. Результаты такого анализа представлены на рис. 2. По горизонтали на этом рисунке отмечены образующие бленд гласные (Г) и согласные (С); по вертикали отложено число случаев, когда звук в данной позиции был заимствован из первого слова или из второго слова. Можно видеть, что граница между двумя отрезками исходных слов тяготеет к центру ударного гласного, обозначенного на рисунке символом Г. Иными словами, при образовании бленда чаще всего используется предударная часть одного слова и заударная часть другого. Обобщая эти данные, можно было сделать вывод о том, что бленды образуются на стадии выбора звуковой структуры слов, но исходные слова уже на этом уровне представлены в виде просодически оформленных структур.
Рисунок 2
Рис. 2. Принадлежность звуков бленда к исходным словам, образующим бленд. По горизонтали - составляющие бленд согласные (С) и гласные (Г); по вертикали - вероятность вхождения в бленд звуков из первого слова (левая кривая) и из второго слова (правая кривая).

В целом анализ оговорок показал, что звуковые искажения любого типа следует рассматривать как деформации иерархически организованных структур, что вполне соответствует основным положениям предложенной нами модели. Дополнительные сведения о кодировании звукового состава слов, согласующиеся с моделью, были получены при фонетическом анализе фраз-скороговорок и при анализе ошибок, возникающих при их произнесении [Кузьмин, 1983].

Назад    Наверх    Вперед


* Ю.И. Кузьмин Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений// Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. - М., 1989.