Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 9 - Восприятие речи

9.5.6. Дальнейшие перспективы

Ю.И. Кузьмин *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Предыдущее изложение должно было показать, что предложенная модель позволяет понять многие закономерности нормальной речи и многие эффекты, характерные для речевых нарушений. Перечислим теперь вопросы, которые можно считать наиболее важными в ходе дальнейших исследований.

При изучении процессов речеобразования центральной проблемой следует считать закономерности взаимной координации двигательных актов (закономерности коартикуляций). В настоящее время эта проблема исследуется только отдельными коллективами. Однако по своей направленности эти исследования в целом соответствуют тому подходу, который был намечен нами в ряде предыдущих работ. В частности, отдельные исследователи рассматривают активности артикуляторов как сопряженные по фазе и стремятся найти формальное выражение этой идее [Abbs, Gracoo, 1983; Graoco, Abbs, 1986].
Рисунок 4
Рис. 4. Схема, иллюстрирующая стыковку пары слов при изохронном их произнесении. По горизонтали - время. Волнистыми линиями обозначены вокализованные участки слов, прямоугольными импульсами - участки согласных. Вертикалями обозначены концы слов, стрелками - начала первого гласного во втором слове. Верхняя схема - случай, когда второе слово имеет структуру СГСГ; нижняя схема - случай, когда оно имеет схему ГСГ.

Другой вопрос, связанный с предыдущим, - это вопрос о механизмах стыковки исходных артикуляторных программ в непрерывную их последовательность. Некоторые закономерности этого процесса можно считать уже известными. В частности, можно показать, что в процессе речи связность речевого потока обеспечивается путем стыковки программ (артикуляторных структур), а не отдельных звуков. Об этом свидетельствует следующий факт. Было показано, что гласные звуки, произнесенные в начале слова, имеют фазу подготовки к фонации, которая по ряду признаков соответствует артикуляторному комплексу начального согласного [Кузьмин, 1966]. При произнесении последовательности слов наблюдается следующая картина. Интервал от конца предыдущего слова до начала первого гласного последующего слова остается примерно одним и тем же, вне зависимости от того, содержит ли второе слово начальный согласный или он отсутствует. Эта ситуация схематически представлена на рис. 4. На этом рисунке изображены две пары слов. Из первого слова в каждой паре представлен только конечный гласный. Верхний граф соответствует случаю, когда второе слово в паре имеет структуру СГСГ, нижний граф случаю, когда оно имеет структуру ГСГ. Можно видеть, что начало второго слова задается не начальным звуком. Скорее всего, таким началом является артикуляторный комплекс, который подготавливает начало гласного. Если в слове имеется начальный согласный, соответствующие ему артикуляции осуществляются на протяжении этой подготовительной фазы.

Аналогичный эффект был обнаружен на уровне восприятия [Fowler, 1979]. Было показано, что слова в синтезированной их последовательности кажутся изохронно произнесенными лишь в том случае, когда постоянной величиной остаются интервалы между их гласными. Сходство указанных эффектов может быть предметом серьезных размышлений о взаимодействии процессов восприятия и образования речи.

Следующая проблема связана с выяснением структурной организации речевых сигналов на акустическом уровне. Как следует из примеров, приведенных в настоящей работе, структурная организация речевого потока наиболее четко обнаруживается на уровне артикуляторного описания; на акустическом уровне она проявляется скорее косвенно. В то же время невозможно сомневаться, что процесс восприятия речи предопределяется теми особенностями организации сигнала, которые обнаруживаются в артикуляциях.

Последней важнейшей задачей, имеющей особое практическое значение, является переосмысление механизмов различных речевых нарушений на базе тех представлений о речевом процессе, которые мы пытались очертить в настоящей работе. Такое переосмысление может быть началом нового этапа экспериментальных исследований в данной области.

Назад    Наверх    Вперед


* Ю.И. Кузьмин Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений// Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. - М., 1989.