Содержание
МИНЕРВА - проект дистанционного обучения нейролингвистике

Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики
Открытое общество - фонд Сороса
Работа выполнена при поддержке фонда Сороса (Грант 1BE981)
Глава 1. Введение
1.1. Понятия и определения
1.2. Вклад лингвистики в нейролингвистику
1.3. Вклад психологии и физиологии в нейролингвистику

Глава 2. Методы
2.1. Методы
2.2. Современные методы изучения функциональной специализации полушарий
2.3. Методы исследования функциональной системы речи

Глава 3. Антропогенез и гипотезы происхождения языка
3.1. Эволюция сознания и мозг
Контрольные вопросы
Литература

Глава 4. Нейроанатомия
4.1. Строение нервной системы: микроуровень
4.2. Строение нервной системы: макроуровень
Контрольные вопросы

Глава 5.  Локализация мозговых функций
5.1. История изучения локализации высших психических функций человека
5.2. Нейропсихиологические и нейрофизиологические методы исследования локализации
5.3. Современное состояние вопроса
Литература

Глава 6.  Латерализация высших психических функций
6.1. Современные методы исследования латерализации
6.2. Биологические и социальные факторы, формирующие асимметрию мозга: тестирование сенсо-моторного и когнитивного латерального профиля

Глава 7. Асимметрия полушарных функций для языка и речи
7.1. Введение
7.2 Выполнение больными речевых тестов в условиях преходящей инактивации одного из полушарий мозга
7.3. Выполнение больными тестов, исследующих вербальное мышление
Литература

Глава 8. Латерализация когнитивных функций
8.1. История вопроса и современное состояние проблемы
8.2. Типы мышления и индивидуальные когнитивные стили
8.3. Понимание метафор и идиом левым и правым полушарием мозга
8.4. Решение силлогистических задач левым и правым полушариями мозга
Контрольные вопросы
Литература

Глава 9. Восприятие речи
9.1. Введение
9.2. Неомоторная модель и теория прямого восприятия
9.3. Модель анализа через синтез
9.4. Модели, использующие дифференциальные признаки
9.5. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений
Литература

Глава 10. Детская речь
10.1. Детская речь
10.2. Как маленькие дети употребляют свои высказывания
10.3. Когнитивные предпосылки развития грамматики
10.4. Этапы становления речи у детей
10.5. Психолингвистика развития

Глава 11. Внутренний лексикон и его организация
11.1. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения
11.2. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека
11.3. Организация словаря человека по данным афазии

Глава 12. Дислексия и дисграфия у детей
12.1. Нарушения письма и чтения (дислексия и дисграфия)
12.2. Экспрессивная алалия
12.3. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте
12.4. Обучаемость и интеллект у детей
Контрольные вопросы
Литература

Глава 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга
13.1. История изучения речевых расстройств, вызыванных мозговыми заболеваниями
13.2. Трудности изучения мозговой организации речевых процессов. Классическая схема афазии
13.3. Современный подход к афазии Вернике (столетний путь "афазического симптомокомплекса")
13.4. Критика психоморфологизма и развитие новых подходов к изучению афазий
13.5. Системный подход к изучению афазий. Школа А.Р.Лурии. Влияние фонологической теории на изучение речевосприятия
13.6. Выводы и замечания
Литература

Глава 14.  Нарушения речи, вызванные заболеваниями мога, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон
14.1. Введение
14.2. Речь при неврозах
14.3. Речь при шизофрении
14.4. Речь при маниакально-депрессивном психозе
14.5. Речь при эпилепсии
14.6. Речь при паркинсонизме и болезни Альцгеймера
Контрольные вопросы
Литература

Глава 15. Специфические нарушения языковой системы у детей
15.1. Гипотеза врожденной языковой компетенции и возможные генетические механизмы языковых патологий
15.2. Специфика генетических нарушений языка и нарушений, вызванных патологией развития (SLI)
15.3. Особенности речевой деятельности при Williams- синдроме
15.4. Особенности речевой деятельности при Sturge Weber-синдроме
Контрольные вопросы
Литература

Глава 16. Мозговые механизмы поли- и билингвизма
16.1. Изучение второго языка: психологические и нейролингвистические аспекты
16.2. Билингвизм и функциональная асимметрия мозга
16.3. Латерализация языков у билингва
16.4. Психо- и нейролингвистические аспекты обучения переводу
Контрольные вопросы
Copyright 2000