Глоссарий
МИНЕРВА - проект дистанционного обучения нейролингвистике

Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики
Открытое общество - фонд Сороса
Работа выполнена при поддержке фонда Сороса (Грант 1BE981)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


A

В начало

Болезнь Альцгеймера характеризуется прогрессирующей потерей памяти при угасании таких процессов как память, внимание, зрительно-пространственное и вербальное мышление. Наблюдаются также нарушения в поведении.

В

В начало

Проба Вада, или "фармакологическая гемисферэктомия" - одностороннее интракаротидное влияние раствора барбамила, после которого функции полушария, на стороне где производилось вливание, стремительно угнетаются.

Синдром Вильяма (Williams Syndrome) - это редкое генетическое заболевание, идентифицированное в 1961 году кардиологом Уильямсом и его коллегами. Они описали четырёх детей с характерным выражением лица и особыми кардиоваскулярными нарушениями - стенозом аорты, а также с нарушениями эндокринной системы, мускулатуры и скелета, характерной аномалией зубов и геипре кальценацией, вызванной, нарушением обмена. Такое нарушение вызвано аномалией гена, регулирующего калициевый обмен -гармона калицитонина. Всё это сопровождается серьёзным отставанием в интеллектуальной сфере.

Д

В начало

Якобсон вводит дихотомию селекции, базирующейся на парадигматических отношениях единиц (подобие, сходство), и комбинации, затрагивающей внешние отношения единиц по их смежности - синтагматику (смежность, соседство или близость, подчинение, сочинение).

Л

В начало

Левое полушарие - носитель "научного мышления", новой информации, формальной логики.

Логогеном автор назвал информационно - поисковую структуру, сопоставленную каждому слову словаря воспринимающей системы.

М

В начало

Маниакально-депрессивный психоз характеризуется эндогенным патологическим изменением эмоционального состояния при отсутствии интеллектуального снижения.

Н

В начало

Нейролингвистика - междисциплинарная область знаний, занимающаяся изучением психических процессов и их мозговых механизмов, лежащих в основе речевой и мыслительной деятельности.

О

В начало

Онтогенез языковой способности ­ это, следовательно, сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка (Примечание. Или даже - взрослых с ребенком. Здесь и лежит грань между идеей "речевого приспособления" ребенка к социальной среде и идеей общества как формирующей силы в речевом развитии. Нельзя не согласиться с Питером Эррио, когда он с иронией пишет в своей остро полемической книге, что "взрослые часто делают гораздо больше, чем просто говорят в присутствии детей; начнем с того, что они иногда говорят-таки, обращаясь к ним!"), процесса поэтапно развивающегося; с другой - процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка. И то, что действительно развивается в процессе развития детской речи - это не язык (в традиционном понимании или в понимании генеративной теории), а характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребенка языковых средств и характера функционирования этих средств, т.е. способ использования языка для целей познания и общения.

Оперативный принцип A: Обращай внимание на конец слова.

Оперативный принцип B: Фонологические формы слов могут ситематически (по правилам) изменяться (флексии).

Оперативный принцип C: Обращай внимание на порядок слов и морфем (например, предложения с нетипичным порядком слов интерпретируются маленькими детьми как-будто они построены стандартно).

Оперативный принцип D: Избегай прерывания или перегруппировки языковых единиц (тенденция сохранения глубинных языковых структур при их поверхностной реализации; везде, где можно, прерывистые морфемы - типа ‘ne... pas’ сокращаются или заменяются непрерывными; чем дальше друг от друга связанные по смыслу части предложения, тем больше вероятность неправильной их обработки).

Оперативный принцип E: Глубинные семантические отношения четко маркированы внешними средствами (очень " мешает", например, ребенку нулевая морфема - "совов" вместо "сов", "sheeps" вместо "sheep"; избегание омономичных форм и стремление к "уникальным"=тем, которые раньше ребунку встретились; отказ замены "I will" на "I’ll"; более легкое понимание сложного предложения со всеми его элементами - даже с теми, которые могли бы быть опущены "I see the man the boy hit"имитируется как "I see a man who a boy hit").

Оперативный принцип F (СВЕРХРЕГУЛЯРИЗАЦИЯ): Избегай исключений (в связи с этим принципом выделяются стадии овладения формой выражения какого- либо семантического понятия: (1) маркировка отсутствует, (2) правильная маркировка в некоторых случаях, (3) избыточная маркировка (4) адекватная маркировка по нормам данного языка) D.Slobin называет этап сверхгенерализации "империализмом флексий").

Оперативный принцип G: Использование грамматических маркеров должно быть семантически осмысленным (например, выбирается из серии возможных вариантов наиболее типично выражающий данную семантику. Интересно, что англоговорящие дети никогда не употребляют флексию continuous - ing с глаголами состояния want, like, need, know, see, here, т.е. эти глаголы не подвержены сверхгенерализации; при этом, они вполне могут говорить "I knowed").

П

В начало

Паркинсонизм - сложный комплекс симптомов, вызванных повреждением базальных ганглий выражающихся в частности, в моторных нарушениях - акинезии, изменении темпа движений (замедлении), мускульной регидности, треморе состоянии покоя.

Правое полушарие - возможный носитель метафорического (архаического, мифологического, "комплексного") сознания - помнит идиомы и необходимо участвует в дешифровке метафор, пользуясь при этом не поэлементным, лингвистическим анализом, а целостным, комплексным, гештальным восприятием.

Психолингвистика - это наука, предметом которой является отношение между системой языка (языком как предметом) и языковой способностью" (Леонтьев).

Р

В начало

Развитие детской речи до трех лет традиционно делится на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), разделяемый в свою очередь на период гуления и период лепета,
2) этап первичного освоения языка (дограмматический; второй год жизни)
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни)

С

В начало

Синдром Стурш Вебера (Sturge Weber Syndrome) - результат специфической патологии внитриутробного развития, происходящей на девятой неделе развития плода, в результате чего образуется васкулярная опухоль - ангиоматоз и изменение в направлении кроветока.

У

В начало

Важнейшая психо- и нейролингвистическая универсалия: Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является постоянной, независимо от специфики языка - то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений.

Универсалия: Пост-глагольные и пост-номинальные маркеры локативных отношений усваиваются раньше, чем пре-глагольные и пре-номинальные локативные маркеры

Универсалия А1: Для каждого семантического понятия его грамматическая реализация в форме суффикса или послелога усваивается ребенком раньше, чем реализация того же понятия в форме префикса или предлога

Универсалия В1: Стандартный порядок функциональных морфем "языкового входа" сохраняется в речи ребенка.

Универсалия В2: Порядок слов в детской речи отражает порядок слов "языкового входа".

Универсалия ВЗ: Предложения с нетипичным порядком слое интерпретируются на ранних стадиях развития речи так, как будто они являются примерами стандартным порядка слов.

Универсалия Г1: Структуры, требующие пермутации элементов, вначале появляются в непермутированной форме.

Универсалия Г2: Везде, где возможно, прерывистые морфемы подвергаются сокращению или заменяются непрерывными морфемами.

Универсалия ГЗ: Существует тенденция к сохранению структуры предложения как замкнутого целого, в силу чего развитие происходит путем движения различных форм вне предложения внутрь его.

Универсалия Г4: Чем дальше друг от друга связанные по смыслу части предложения, тем больше вероятность неадекватной обработки этого предложения (в процессах имитации, понимания и порождения)

Универсалия Д1: Ребенок в том случае начинает раньше маркировать в своей речи семантическое отношение, если морфологическая реализация этого отношения перцептивно "выпукла" (ceteris paribus - При прочих равных условиях (лат.))

Универсалия Д2: Имеется тенденция избегать марки--ровки семантической категории при помощи Ø ("нулевой морфемы"). Если некоторая категория иногда маркируется Ø, а иногда другой - выраженной - фонологической формой, последняя на определенной стадии заменяет Ø

Универсалия ДЗ: Если в системе флексий существуют омонимичные формы, они, как правило, не являются наиболее ранними формами, которыми овладевает ребенок: иными словами, ребенок стремится, насколько это возможно, к отбору фонологически уникальных форм в качестве первых реализуемых в речи флексий.

Универсалия Д4: Когда ребенок впервые получает возможность использовать в речи сплошное языковое единство, которое в принципе может подвергаться стяжению или частичному пропуску элементов, ребенок в своей речи избегает стяжений или частичных пропусков элементов этого сложного языкового единства.

Универсалия Д5: Легче понять сложное предложение, в котором элементы, потенциально могущие быть опущены, представлены в полной форме.

Универсалия Е1: Можно выделить следующие типичные стадии овладения языковой формой выражения некотоpoгo семантического понятия:

Универсалия Е2: Правила, предназначенные для более широких классов языковых явлений, формируются раньше, чем правила относящиеся к подклассам; общие правила усваиваются раньше чем частные правила.

Универсалия Ж1: В случае, если выбор нужной флексии среди группы флексий, выполняющих одну семантическую функцию, подчиняется произвольным формальным критериям (например, фонологическая форма основы, число слогов основы, произвольно определяемый выбор, грамматического рода основы), ребенок прежде всего стремится к использованию единой формы во всех контекстах, игнорируя при этом формальные ограничения в выборе.

Универсалия Ж2: Ошибочный выбор функционального элемента всегда происходит внутри требуемого функционального класса и подкатегории.

Универсалия ЖЗ: Семантически устойчивые грамматические правила усваиваются раньше и без значительных ошибок.

Х

В начало

Болезнь Хантингтона (Huntington's desease) - "гибель" нейронов в базальных ганглийях, вызывающее гиперкинезию. Сохранение эксплицитной памяти, но утрата имплицитной - моторных навыков. Сверхгенерализации при морфологических процедурах (*digged, *dugged) аномальное увеличение количества морфем (*lookeded).

Э

В начало

Эволюция головного мозга - есть усложнение переработки и кодирования информации и усложнения программ индивидуального поведения.

Copyright 2000